Суббота, 20.04.2024
Ваш личный виртуальный психолог
Меню сайта
Категории каталога
Мои статьи [4]
ЧЕСТНОСТЬ. ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧЕГО ХОТИТЕ!?
ИЗ СЕТИ [23]
Интересные материалы из сети по темам.
ПРАВОСЛАВИЕ [46]
Вера, молитвы, пост, высказывания Отцов, иконы...
ПЕРЕПИСКА [9]
Примеры переписки или как мы общаемся в переписке.
ДЕНЬГИ [7]
В этом разделе всё будет посвящено вопросам денег, изобилии, процветания, решения вопросов связанных с деньгами, через их осознание в себе.
Фен-шуй просто [2]
Практичные рекомендации, которые мы можем спокойно применять в собственной жизни каждого дня, решать вопросы и видеть результаты
Психология [11]
Всё что касается психологического решения проблем, вопросов.
ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ [6]
Много полезного встречается в сети. Этим полезным ссылкам и посвящён данный раздел.
ОТНОШЕНИЯ [3]
Проблемы в отношениях с мужем, женой, друзьями, родственниками, детьми, данные материалы помогут.
СВЯТЫЕ ПОКРОВИТЕЛИ НАШИ [8]
Здесь будут представлены Святые которые нам покровительствуют,какую благодатную помощь они нам оказывают и в каких случаях, молитвы, иконы, тропари, акафисты
О СМЕРТИ [6]
Научитесь с наибольшей пользой проживать каждый свой час. Чтобы понять, как надо умереть, вам придется пустить глубокие корни в жизнь, лишь тогда вы сможете умереть как человек, а не как собака....Умереть для этого мира навечно - это честь. За такую честь надо заплатить сознательной работой и преднамеренным страданием. Такое право надо заработать.
ЛЮБОВЬ [4]
Материалы о Любви.
РОД [4]
Вопросы связанные с РОДОМ. Что можно сделать!?
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 40
Главная » Статьи » ПРАВОСЛАВИЕ

Нечто о городости

В уши глупого не говори, потому что он
презрит разумные слова твои.
(Книга Притчей Соломоновых. XXIII, 9)

Нечто о гордости[4]


Пословица говорит, что «лень – начало всякого греха». Между тем это лишь часть истины. Целиком же истина гласит: «Всякий грех – начало всякого греха». Всякий грех носит в себе зародыши всех остальных грехов. Достаточно сделать лишь один шаг – и станешь готовым для совершения всех других. Первое преступление – это разведчик, который приуготовляет скорое прибытие всего войска порока.

Но всякая история имеет только одно начало. И история греха имеет свое начало: гордость. Среди неисчислимого множества грехов выпал жребий на гордость, чтобы начать страшную, мрачную и горестную историю греха. Из гордости произошел первый грех на небе: отпадение сатаны от Творца. Из гордости произошел и первый грех на земле: отпадение Адама от Творца. И эта роль, которая отведена гордости в драме вселенской трагедии, указывает на ее величину и силу в гадкой семье зла.

Эту мрачную почесть уделила гордости и Церковь, когда поставила ее в списке смертных грехов на первое место. И ни эта роль, ни эта почесть не случайны, но имеют глубокое и далеко идущее значение.

Мы сказали, что всякий грех носит в себе зачаток всех остальных. Но нужно сделать одно дополнение. Действительно, это происходит со всяким грехом, но не в одной и той же мере. Если один грех носит в себе только наклонность к другим грехам, то иной содержит уже достаточную готовность к ним, а третий не может совершиться сам, но всегда в сопровождении богатой свиты малых и великих зол. А тот список, который бы хотел представить плодовитость греха в этом смысле, несомненно, должен был бы начаться с гордости. Гордость – это убийство всех добродетелей. Она – смерть всякого добра. И полнота всякого зла. Поэтому сатана стал сатаной в тот самый момент, когда возгордился. Совершив первый и наибольший грех, он по ходу вещей стал отцом многоликого зла.

Гордость, прежде всего, могила любви. Там, где есть гордость, нет любви. Там, где есть любовь, нет гордости. Ибо «любовь… не гордится», пишет апостол Павел (1 Кор. 13: 4). И это одна из наиважнейших особенностей любви. Любовь значит сокрытие чужих недостатков. Гордость значит указание своих достоинств. Чужая добродетель для любви есть источник нескрываемой радости. Но чужая добродетель для гордости представляет источник для сокровенной ненависти и тайной зависти. Любовь открыто оплакивает падение ближнего. Гордость этому падению тайно радуется – ибо так для нее одним конкурентом меньше. Любовь свое добро приписывает другому. Гордость чужое добро присваивает себе. Любовь в чужих изъянах видит саму себя. А гордость в своих недостатках видит только недостатки других. Любовь, смотря на ближних, и в некрасивом видит красивое. Гордость же и в том, что красиво у ближних, видит некрасивое. Любовь служит ближнему. Гордость служит самой себе. Любовь прежде думает о других, а потом о себе. Гордость прежде думает о себе, а потом о других. Любовь значит полное и всеобщее единение. Гордость значит полное и всеобщее разделение.

А нам заповедана любовь.

И это не какая-то вторичная, случайная, малая или половинчатая любовь, но всецелая и всеохватная любовь, любовь без компромиссов и границ: «Возлюби ближнего как самого себя» (см.: Мк. 12: 33). И больше самого себя. Ибо сказано: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15: 13).

Половинчатая любовь – не любовь. Еще меньше любовью является принцип «добро за добро». Добро за зло, хлеб за камень, прощение за обиду, жизнь за смерть – вот это любовь. И ни что иное. Ибо любовь есть самое очевидное свойство Божие, а свойства Божии, как и Сам Бог, бескрайние, совершенные в своей полноте и кристальные в своей чистоте. Поэтому любовью может быть только вселюбовь. Если в своей всеохватной ткани она имеет хотя бы один чужеродный атом, она больше не божественная любовь, которая нам заповедана. Вот поэтому гордость – могила любви.

Гордость означает уничтожение не только любви, но и гармонии и вообще уничтожение истинных реалий; ибо она означает потерю ощущения реальности. Сколь трагикомичен гордый человек! Сколь слеп к реальности внутри и снаружи себя! Он в себе видит все, а вне себя – ничего. Он не видит мир таким, каков он на самом деле: полный одаренных и благородных людей, гораздо более одаренных и известных, чем гордец, гениев. Ему кажется, что весь мир состоит из глупости, слабости и простоты и что его исключительная и драгоценная одаренность в этом хороводе невменяемости светит неким неземным сиянием, как золотой слиток светится в грязном иле какой-нибудь африканской или азиатской реки. Гордый человек имеет только одну заботу: показать миру свои неисчерпаемые достоинства. Все же остальные заботы имеют ценность настолько, насколько служат этой главной цели. По его глубокому и сокровеннейшему убеждению, если бы не было его, то сумма всего мира равнялась бы нулю. Эта сокровенность суда о самом себе – одна из самых характерных особенностей гордости. Очень мало гордецов, которые бы хотели, чтобы их надмение было заметно. Они всеми силами отвергают от себя упреки в этом. Но, что хуже всего, они и сами перед собой не признают этого греха. И здесь коренится страшнейшая сила этой коварнейшей из всех болезней. Гордый человек всегда неискренен и лицемерен.

Да, гордость означает утрату чувства реальности. Поэтому реальность и есть наибольшая защита против гордости. Подумайте, разве из всех наших спутников вы – самый мудрый и великий? Присмотритесь как следует и разуверьтесь. Но при таком изучении необходимо отказаться и от уменьшительных, и от увеличительных стекол, и от черных, и от розовых очков. Посмотрите невооруженным, здоровым оком. Кто хочет увидеть реальность, тот увидит.

Гордость – самый тайный, но и самый распространенный грех. Она своими бесовскими ростками заразила почти всех нас. Все мы ее нижайшие и покорнейшие рабы. Гордость скрытно проникает во все уголки нашей души, заражая все наши мысли и пронизывая всякое наше действие. Ни одно время и ни один возраст людской не лишен ее.

Гордость гибка и с успехом приноравливается ко всем типам человеческого духа. В уловлении людей сатана успешнее всего действует той же сетью, какой и сам был уловлен. И насколько человек более приземлен, настолько легче и глубже подпадает под власть этого зла. Напрасно мы хотим свою гордую изолированность от общества провозгласить природным проявлением духа, «который одарен глубоким метафизическим пониманием мира». Напрасно хотим мы свое презрительное осмеяние мира истолковать как «добронамеренное напоминание человека, который ясно видит». Напрасно хотим оправдаться. Гордость остается гордостью. Если мы и сумеем убедить общество, то не сумеем убедить самого себя, а если и сумеем убедить самого себя, то не сумеем убедить Того, Кого и сатана не сумел убедить.

Гордость есть уничтожение истинных реалий, ибо тот, кто гордится, ставит дистанцию между собой и теми, над кем он гордится. Он твердо верит, что по сравнению с остальным, «простым», миром представляет собой некий другой, высший вид. Но «сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его» (Быт. 1: 27). И не сотворил Бог больше видов людей, но только человека. Все люди одинаковы, все по образу Божию сотворены. А это значит, что все одинаковы в том, что делает человека человеком. Тем не менее, гордость вступила в неблагодарную борьбу с этой истиной.

Гордый человек забывает, что все, что имеет, он получил. Полученное пассивно он считает заслуженным. На чужое смотрит как на свое. Поэтому гордый человек есть вор, отнимающий блага, которые принадлежат одному Богу. Ведь мудрость, сила, красота и доброта принадлежат только Богу, ибо «никто не благ, как только один Бог» (Мф. 19: 17). Гордый человек словно бы никогда не слышал слова: «Даром получили, даром давайте» (Мф. 10: 8). Или слова: «Без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15: 5). Гордый человек в своем ослеплении думает, что делает честь Богу. Когда входит в храм, разве что не ожидает, что ему поклонятся святые с икон, впечатленные небывалой честью его драгоценного посещения.

Гордость есть общее зло всех людей: и высших, и средних, и малых. Все мы через нее делаем и ничего без нее. Если бы человек на этой земле и мог чем гордиться, то это было бы совершенство во Христе. Но что мы видим? Совершенные во Христе не горды. Потому что они объявили беспощадную войну этому первому исчадию ада – гордости. Поэтому они и совершенные во Христе Господе, наисовершенном Смирении.

Из битвы с гордостью редко кто выходит победителем. Быть может, это самая тяжкая борьба для человека. Известно, что многие монахи-подвижники с огромным трудом взошли наверх лестницы христианских добродетелей, и в то мгновенье, когда без сомнения могли повторить о себе слова: «Уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2: 20), эти победители мира были побеждаемы гордостью!

Вот один пример святоотеческой предосторожности перед этой опасностью. Один из святых отцов шел пешком со своим диаконом. На пути им попалась большая ядовитая змея. Диакон испугался и отбежал. Побежал и святой. Когда опасность миновала, диакон сказал: «Отче, не удивительно то, что я убежал от змеи, ибо не имею ни великой веры, ни великих дел. Удивляюсь тебе, что побежал ты, имея и то, и другое!». Святой ему смиренно ответил: «Я боялся не змеи, но гордости, в которую мог бы впасть, если бы не побежал от змеи». Тяжела борьба с гордостью. Она побеждается только одним: смотрением на кроткого и смиренного Агнца Божия.

Существует одна близкая связь между гордостью, лицемерием и глупостью. Эту связь открыла нам и народная пословица: «Гордость, лицемерие и глупость на одной ветке растут».

"Святой исповедник Варнава, епископ Хвостанский"



Источник: http://www.pravoslavie.ru/put/29886.htm
Категория: ПРАВОСЛАВИЕ | Добавил: vlvpsiholog (13.04.2009)
Просмотров: 697 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Цитаты из Библии
Православие и Мир молитвы, молитвослов, акафисты, псалтирь Судьба и здоровье. Улучшение здоровья и корректировка судьбы своими силами. Теория и практика позитивного мышления Валерия Синельникова и Луизы Хей
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCoz