Никон, игумен Радонежский
Преподобный Никон, игумен Радонежский, ближайший ученик и
преемник Преподобного Сергия Радонежского (+ 1392), родился в
Юрьеве-Польском. Услышав об ангельской жизни Радонежского чудотворца,
отрок пришел к Преподобному Сергию и просил постричь его в иноческий
образ. Преподобный Сергий провидел чистоту и благоразумие отрока и дал
ему испытание - послал к своему ученику преподобному Афанасию Высоцкому
(+ после 1401; память 12 сентября). Но и преподобный Афанасий не сразу
принял его. Лишь видя неотступность отрока, он постриг его в иноческий
чин. Преподобный. Никон, живя у него, упражнялся в молитве, изучал
Священное Писание и преуспевал в добродетели и чистоте. Когда он достиг
совершеннолетия, то был рукоположен в сан священника. Через некоторое
время преподобный Афанасий благословил его увидеться с Преподобным
Сергием. Преподобный Сергий, весело взглянув на него, сказал: "Хорошо,
что ты пришел, чадо Никон", и любезно принял его. Он повелел
преподобному Никону служить братии. Целые дни проводил ученик в
монастырских делах, а ночи - в молитвенных беседах с Богом. Преподобный
Сергий утешался его жизнью. Получив о нем особое извещение, Преподобный
Сергий повелел ученику пребывать с собой в одной келлии, чтобы сделать
его участником духовного преуспеяния. Он с любовью поучал его и много
разъяснял сущность духовной жизни. Преподобный Сергий поставил
преподобного Никона сначала на должность помощника настоятеля, а за
шесть месяцев до своего преставления, когда предался безмолвию,
назначил ученика своим преемником. После преставления Преподобного
Сергия (+ 25 сентября 1392) он с любовью поддерживал всё, что было
установлено основателем обители. Он имел обыкновение обходить все
монастырские службы, но никогда не оставлял и общих дел, трудясь
наравне с братией. Но бремя настоятельства тяготило преподобного
Никона. Вспоминая свою безмолвную жизнь сначала в Серпуховском Высоцком
монастыре, а затем с Преподобным Сергием, он оставил настоятельство и
уединился в особую келлию. Шесть лет обителью руководил преподобный
Савва Сторожевский (+ 1407, память 3 декабря). В 1400 году он основал
свой монастырь под Звенигородом, и братия умолила преподобного Никона
снова принять настоятельство. Он согласился, но назначил себе на каждый
день известное время для безмолвия, чтобы наедине предстоять Богу.
Когда разнесся слух о нашествии на Русскую землю хана Едигея (1408),
преподобный Никон усердно молился Богу о сохранении обители. В тонком
сне ему явились святители Московские Петр (+ 1326; память 21 декабря) и
Алексий (+ 1378; память 12 февраля) с Преподобным Сергием и сказали,
чтобы он не скорбел о разорении обители, которая не запустеет, а еще
более распространится. Иноки ушли из обители, захватив святыни и
келейные вещи, а когда вернулись, то увидели, что их возлюбленное место
обращено в пепелище. Но преподобный Никон не впал в уныние, а подвиг
братию на новые труды. Прежде всего был построен деревянный храм во Имя
Пресвятой Живоначальной Троицы и освящен в 1411 году в день
преставления Преподобного Сергия, 25 сентября. Обитель
восстанавливалась, и преподобный Никон предпринял построение каменной
церкви над гробом свего духовного отца Преподобного Сергия. Во время
копания рвов для фундамента 5 июля 1422 года были обретены нетленные
мощи преподобного Сергия. При общей радости святые мощи положили в
новую раку и поставили в перенесенную на новое место деревянную церковь
(ныне на этом месте храм в честь Сошествия Святого Духа). Новую
каменную церковь преподобный Никон воздвиг во Имя споспешествовавшего
ему в этом в Троице славимого Бога, в память и похвалу духовному отцу
своему, святые мощи которого он перенес в новосозданный храм. Для
украшения храма преподобный Никон пригласил лучших иконописцев,
преподобных иноков Андрея (Рублева) и Даниила (Черного) . Тогда
преподобный Андрей и написал икону Живоначальной и Пресвятой Троицы,
воплотив в ней то, что было открыто Преподобному Сергию. До конца жизни
заботился преподобный Никон об устроении Троицкой церкви. В
предсмертном видении ему было показано место будущего упокоения вместе
с Преподобным Сергием. Он призвал братию и дал ей наставления.
Причастившись Пречистого Тела Христова и Честной Крови Его, преподобный
Никон дал братии последнее благословение и сказал: "Пойди, душе моя,
туда, где тебе уготовано пребывать, пойди с радостию: Христос зовет
тебя". Осенив себя крестным знамением, преподобный Никон скончался 17
ноября 1426 года. Он был погребен близ раки Преподобного Сергия. При
святителе Ионе (1448 - 1461) иеромонах Пахомий Логофет написал службу и
житие преподобного Никона, а в 1547 году ему было установлено
повсеместное празднование. В 1548 году над гробом преподобного Никона
была построена церковь его имени, а в 1623 году на ее месте устроена
новая, в которой и почивают под спудом святые мощи преподобного Никона.
В 1976 году в Троице-Сергиевой Лавре торжественно отмечалось 550-летие
преставления преподобного Никона.
Память прп. Никону отмечается 30 ноября и 20 июля.
(17 ноября и 7 июля по старому стилю).
Тропарь, глас 1
Послушания добрый рачитель быв, преподобне Никоне приснопамятне,
Церковь бо прекрасну Святыя Троицы в похвалу отцу твоему воздвигл еси.
Тем же и мы, чада твоя, любовию вопием ти: слава Давшему ти крепость,
слава Венчавшему тя, слава Действующему тобою всем исцеления.
Ин тропарь, глас 8
Яко трисветлаго солнца светозарные звезды, Тройческим светом
озаряете сердца верных, сосуды Света Пресвятыя Троицы явльшеся, и
предивным вашим житием иноком бысте твердии законоположителие, и
церквам благолепие, и благоверным, и святителем, и всем людем, вся бо
демонския скверны отгнавше отсюду вашими чистыми учении и делы, добре
упасосте стадо, собранное вами, но и ныне молим вас: посещайте чад
своих, яко имущие дерзновение ко Святей Троице, Сергие с чудным
учеником своим Никоном, и молите Христа Бога, да спасет души наша.
Кондак, глас 4
Духовному твоему настоятелю, отче Никоне, всячески прилепився и от
него наставляем, ко всем Христови поработився, монахов был еси
чиноначальник и преподобных сожитель, с нимиже Христа Бога моли
непрестанно о всех нас.
Ин кондак, глас 8
В постницех приобщившеся Великому Антонию и Евфимию Иерусалимскому
поревновавше в подвизех, яко Ангели, на земли явистеся, просвещающе,
преподобнии, верных сердца Божественными знамении и чудесы повсегда,
сего ради радостно вас почитаем и любовию вопием вам: радуйтеся
преподобнии отцы, Сергие и Никоне, постником удобрение и всея
Российския земли великое утверждение. Никон, игумен Киево-Печерский
Преподобный Никон пришел к св. Антонию в его монастырь уже
иноком и иереем, а где принял пострижение, неизвестно. По воле
преподобного Антония, Никон, как имевший священный сан, постригал
приходивших в пещеры для иноческой жизни. Пострижение знатных людей,
придворных, как то: Ефрема казначея великокняжеского и молодого
боярина Варлаама Вышатина навлекало на обитель св. Антония и особенно
на Никона сильное негодование великого князя киевского Изяслава.
Изяслав послал воинов разогнать Киево-Печерских иноков. Вместе с иноком
монастыря св. Мины пошел он (1054 г.) искать другого безмолвного места.
Дойдя до моря Азовского, Никон полюбил близ Тмутаракани (Тамань)
уединенное место и здесь стал подвизаться. «Место это, — говорит прп.
Нестор, — благодатью Божией процвело; великий Никон основал здесь
церковь Пресвятой Богородицы, и составился великий монастырь, который и
поныне сохраняет сходство с Печерским монастырем». Прп. Никон приобрел
у таманцев высокое уважение. Когда коварный Грек убил доблестного
князя Ростислава, что было в 1065 г., таманцы просили блаженного Никона
отправиться послом их к князю Святославу в Чернигов, чтобы князь
прислал к ним сына своего Глеба на княжение. Никон согласился. Исполнив
поручение в Чернигове, он посетил Печерскую обитель. Феодосий,
постриженный прп. Никоном, а теперь игумен Печерский, принял Никона с
духовной радостью и глубоким уважением; великие подвижники при встрече
пали друг другу в ноги, потом обнявшись долго плакали от радости
свидания. Феодосий просил Никона не разлучаться с ним. Никон дал
слово, устроив дела в своем монастыре, прийти в обитель Феодосия.
Проводив князя Глеба в Тмутаракань, Никон сделал распоряжение в своей
обители, и затем прибыл в Киев. Феодосий оказывал Никону самую
почтительную любовь, принимал его за отца. «Когда, — говорит Нестор, —
отлучался он куда-либо, то Никону поручались все братия в ведение.
Иногда представлял он великому Никону вместо себя предлагать поучение
братии. Много раз, когда великий Никон сидел и переплетал книги,
блаженный Феодосий сидел при нем и прял нитки, нужные для сего дела».
Вот высокий образец любви христианской и христианской простоты! Приятно
было Никону жить с Феодосием; но в 1068 году, когда в Киеве начались
смуты, окончившиеся изгнанием великого князя Изяслава, Никон удалился в
Тмутаракань, где с почетом был принят князем Глебом и пользовался
благорасположением преемника его Романа Святославича (брат Глеба). По
убиении князя Романа Олегом Черниговским, св. Никон в 1708 году снова
возвратился в Киево-Печерскую лавру. Братия, зная, как уважал его
Феодосий, предоставили ему игуменство в Феодосиевой обители. Здесь еще
живы были великие ученики Антония и Феодосия: Исаакий затворник, Матфей
прозорливый, Агапит врач, Григорий чудотворец. Авве Никону приятно было
видеть подвиги их и беседовать с ними.
В 1083 году пришли к Никону из Константинополя иконописцы, нанятые,
как говорили они, начальниками Печерской обители Антонием и Феодосием.
Никон, сказав им, что уже 10 лет, как эти начальники скончались,
показал им изображения Антония и Феодосия. «Это они самые, которые
наняли нас», — сказали иконописцы. Тогда же греческие купцы привезли
мозаику на украшение храма. Таким образом, под надзором прп. Никона
великая Печерская церковь украшена была иконами и мозаикой.
По управлению братией преподобный Никон заботился сохранять в
точности все установленное преподобным Феодосием, и Господь
благословил это усердие, дышащее высоким смирением. «Для первой недели
поста, — рассказывает преподобный Нестор, — по причине особенного
воздержания, преподобным отцом нашим Феодосием установлено было, чтобы
в пяток предлагались добрым подвижникам самые чистые хлебы и еще
приготовленные с медом и маком». Так приказывал исполнять и великий
Никон. Но раз, когда Никон велел келарю приготовить хлебы, келарь
«ослушался и солгал, сказав, что нет муки для приготовления таких
хлебов. Бог не презрел труда и молитвы преподобных. После святой
литургии, когда все шли на постный обед, привезли воз таких хлебов,
откуда вовсе не ожидали. Увидав это, братия прославили Бога. Потом
спустя два дня келарь приказал (для воскресного дня) испечь хлебы из
той муки, о которой прежде сказал, что нет ее. Пекари, когда месили
тесто и лили теплую воду, увидели лягушку, варившуюся в той воде. Так
было осквернено, что сделано по преслушанию». Блаженному Никону
приходилось терпеть немало скорбей от братии. И против него, как
против блаженного Стефана, восставали с ропотом и негодованием, но он
удержался в обители.
Он был свидетелем завещания, показавшего последствиями, как страшно
нарушать данное слово и клясться в неправде. Два киевлянина, Иоанн и
Сергий, перед Печерской иконой Богоматери, тогда уже прославившейся,
заключили между собой духовное братство. Спустя несколько времени
Иоанн сделался болен и, чувствуя близость смерти, пригласил к себе
блаженного игумена Никона; при нем, раздав много имения бедным, 1000
гривен серебра и 100 гривен золота передал Сергию; ему же поручил
пятилетнего сына Захарию и завещал отдать сыну серебро и золото, когда
тот достигнет зрелого возраста. Достигнув 15 лет, Захария просил Сергия
передать ему отцовскую собственность. «Отец твой, — отвечал Сергий, —
отдал имение свое Богу, у Того и спроси; я же не должен ничем ни тебе,
ни отцу; отец твой был так глуп, что раздал имение бедным и тебя
оставил нищим». Молодой человек долго плакал, выслушав такой
оскорбительный отзыв об отце своем; потом сказал Сергию: «Дай мне по
крайней мере половину оставленного отцом; а другая пусть будет твоею».
Сергий отказал, осыпая отца и сына бранью. Захария просил третью часть,
потом десятую. Сергий отказал и в этом. «Если не взял ты ничего у отца
моего, — сказал наконец Захария, — иди, поклянись в том перед иконой
Богоматери, перед которой заключен тобой союз духовного братства с
отцом моим». Сергий до того увлекся жадностью к деньгам, что пошел и
перед иконой Богоматери сказал: «Не брал я 1000 гривен серебра и 100
гривен золота». Но когда хотел он целовать святую икону, то не мог
подойти к ней и, уходя, кричал: «Преподобные отцы Антоний и Феодосий!
Запретите жестокому ангелу губить меня; молите за меня Пресвятую
Богородицу, чтобы прогнаны были от меня нечистые духи; пусть возьмут
серебро и золото в моей клети». Это навело на всех ужас. Послали в дом
Сергия и нашли в запечатанном ящике 2000 гривен серебра и 200 гривен
золота. Так Господь не остается в долгу ни перед кем.
Блаженный Никон после долгих и богоугодных подвигов мирно почил 23
марта 1088 года, прожив не менее 86 лет от роду. Погребен был
преподобный Никон в обители же Печерской, где и почивают его нетленные
мощи. Переселившись духом в обители Небесные, преподобный не оставил
совсем своего монастыря, ибо много чудес совершилось от мощей его.
Вместе с преподобным Антонием и Феодосием и блаженный Никон предстоит
перед Престолом Трисиятельного Божества, и все они, как три
светильника, просвещаемые вечной славой, молятся и о нас, своих чадах,
как отцы. Мощи его поныне почивают в Антониевых (Ближних) пещерах
Киево-Печерской лавры.
Память его празднуется также 11 октября (Собор преподобных Ближних
пещер) и во 2-ю неделю Великого поста (Собор всех Киево-Печерских
святых).
(28 сентября по старому стилю).
Тропарь, глас 5
Христова винограда лоза явился еси, богоблаженне Никоне, гроздие
принося Ему — добродетели твоя, и прочих, к темже наставляя, приводил
еси Христу Богу, Емуже, молим тя, молися за души наша.
Ин тропарь, глас 1
Послушания добрый рачитель быв, преподобне Никоне приснопамятне,
церковь бо пречудну Пресвятыя Богородицы прекрасно украсил еси. Темже и
мы, чадца твоя, любовию вопием ти: слава Давшему ти крепость, слава
Венчавшему тя, слава Действующему тобою всем исцеления.
Кондак, глас 8
Третие светило пещерное, прогоняющее тьму бесовскую, восхваляем тя,
мудре, и по долгу чтим труды и подвиги твоя, яже подъят о стаде своем и
о украшении церковнем, воззывающе ти усердно сице: радуйся, отче
Никоне, красото церковная.
Ин кондак, глас 4
Духовному твоему наставнику, отче Никоне, всячески прилепився, и от
него наставляем, во всем Христови поработився, монахов был еси
чиноначальник и преподобных сожитель, с нимиже Христа Бога моли
непрестанно о всех нас. Источник: http://www.pravoslavie.by/soot.asp?id=52&Session=100&level=soot
Источник: http://www.pravoslavie.by/soot.asp?id=52&Session=100&level=soot |