С помощью исповеди человек освобождается
- Геронда (с греч. старец), в первые годы христианства все
члены Церкви совершали исповедь прилюдно. Есть ли польза от такой
прилюдной исповеди?
— Первые годы христианства — это одно, а наши с вами годы — дело другое. Сегодня пользы от такой прилюдной исповеди нет.
— Почему, Геронда? В те времена у христиан было больше ревности?
— И ревности у них было больше, и того, до чего мы докатились
сегодня, у них не было. Сегодня не так, как в старину, — ни с того ни с
сего разводятся супруги, разрушаются семьи.
Удалившись от Таинства Исповеди, люди задыхаются в помыслах и страстях.
Знаете, сколько людей приходят ко мне и просят, чтобы я помог им в
каком-то их затруднении? Но при этом эти люди ни на исповедь, ни в
церковь не хотят идти! «А в церковь-то ты хоть ходишь?» — спрашиваю.
«Нет», — отвечают они. «А ты хоть когда-нибудь исповедовался?» —
спрашиваю снова. «Нет. Я пришел к тебе, чтобы ты меня исцелил». — «Но
как же я тебя исцелю? Тебе нужно покаяться в своих грехах, нужно
исповедоваться, ходить в храм, причащаться — если ты имеешь на это
благословение своего духовника, — а я буду молиться о твоем здравии.
Неужели ты забываешь о том, что есть и иная жизнь и к ней нам
необходимо готовиться?» — «Послушай-ка, отец, — возражают в ответ такие
люди, — все то, о чем ты говоришь — церкви, иная жизнь и тому подобное,
— нас не занимает. Все это сказки. Я был у колдунов, был у
экстрасенсов, и они не смогли меня исцелить. И вот я узнал, что
исцелить меня можешь ты». Представляешь, что творится! Ты говоришь им
об исповеди, о будущей жизни, а они отвечают, что «все это сказки». Но
одновременно просят: «Помоги мне, а то я сижу на таблетках».
Но как я им помогу? Разве исцелятся они волшебным образом [без
труда]? И посмотри, многие люди, измученные проблемами, которые они
сами себе создали своими грехами, не идут к духовнику, который может им
действительно помочь, но заканчивают тем, что «исповедуются» у
психолога. Они рассказывают психологам историю своей болезни,
советуются с ними о своих проблемах, и эти психологи [своими советами]
словно швыряют своих пациентов в середину реки, которую им нужно
перейти. В результате несчастные или тонут в этой реке, или все-таки
доплывают до другого берега, однако течение относит их очень далеко от
того места, где они хотели оказаться... А вот придя на исповедь к
духовнику и поисповедовавшись, такие люди без риска и страха перейдут
реку по мосту. Ведь в Таинстве Исповеди действует Благодать Божия и
человек освобождается от греха.
— Геронда, некоторые люди оправдываются: «Мы не можем найти, хороших духовников и поэтому не идем исповедоваться».
— Все это отговорки. Каждый духовник, раз он облачен в епитрахиль,
обладает божественной властью. Он совершает Таинство, он имеет
Божественную Благодать, и когда читает над покаявшимся разрешительную
молитву, Бог стирает все грехи, в которых тот поисповедовался с
искренним покаянием. То, какую пользу мы получим от Таинства Исповеди,
зависит от нас самих.
Однажды ко мне в каливу (от греч. хижина, шатёр) пришел человек, у
которого были непорядки с психикой. У него был помысел, что я наделен
даром прозорливости и смогу ему помочь. «Что ты обо мне предвидишь?» —
спросил он меня. «Найди духовника и исповедуйся ему, — ответил я. —
Тогда ты будешь спать как младенец и выбросишь таблетки, которые
пьешь». — «В наше время, — ответил он, — хороших духовников нет. Раньше
были, а сейчас перевелись». Вот так эти люди приходят ко мне с добрым
помыслом получить пользу, однако не слушают того, что я им говорю. Ну,
так что же: только зря потратились на билеты до Афона.
Однако я вижу, что диавол придумал новую западню для того, чтобы
уловлять людей. Диавол внушает людям помыслы о том, что, если они
выполняют какой-то данный ими обет, к примеру, едут в паломничество в
святое место, значит, духовно они находятся в порядке. И вот часто
видишь, как многие паломники с большими свечами и с серебряными
подвесками, которые они обещали привесить к той или иной чудотворной
иконе, едут по монастырям, по святым местам, вешают там эти серебряные
подвески, осеняют себя широким крестным знамением, утирают
навернувшиеся на глаза слезы и этим довольствуются. Эти люди не каются,
не исповедуются, не исправляются и тем самым радуют тангалашку (такое
прозвище старец дал диаволу).
— Геронда, может ли иметь внутренний покой человек, который не исповедуется?
— Как же он будет иметь внутренний покой? Чтобы ощутить внутренний
покой, необходимо вычистить себя от мусора. Это нужно сделать
посредством исповеди. Открывая свое сердце духовнику, и исповедуя ему
грехи, человек смиряется. Таким образом, ему открывается небесная
дверь, его щедро осеняет Благодать Божия и он становится свободным.
До исповеди [духовная] вершина человека затянута туманом. Человек
видит сквозь этот туман очень нечетко, расплывчато — и оправдывает свои
грехи. Ведь если ум помрачен грехами, то человек видит, будто сквозь
туман. А исповедь точно сильный ветер, от которого рассеивается туман и
расчищается горизонт. Поэтому если люди, пришедшие ко мне попросить
совета, не исповедовались то, прежде всего я шлю их на исповедь и
говорю, чтобы они пришли ко мне для беседы уже после нее. Некоторые
начинают отговариваться: «Геронда, если ты в состоянии понять, что мне
нужно сделать для решения моей проблемы, то просто скажи мне об этом».
— «Даже если я действительно в состоянии понять, что тебе
нужно делать, — отвечаю им, — то ты этого понять будешь не в состоянии.
Поэтому сперва пойди поисповедуйся, а потом приходи и мы с тобой
побеседуем». И правда, как можно установить с человеком связь и прийти
к взаимопониманию, если он «работает» на другой [духовной] частоте?
Посредством исповеди человек вычищает себя изнутри от всего
ненужного — и духовно плодоносит. Однажды, когда я копал свой огород,
чтобы посадить несколько кустов помидоров, ко мне пришел один
посетитель и спросил: «Что ты делаешь, Геронда?» — «Что я делаю? —
сказал я. — Да вот, исповедую свой огород». — «Да как же, Геронда, —
опешил он. — Неужто огород тоже нуждается в исповеди?» — «Конечно,
нуждается. Я убедился, что когда поисповедую огород, то есть вычищу
землю от камней, сорняков, колючек и тому подобного, то овощи, которые
он родит, бывают крепкими, здоровыми как на подбор! А если огород
оставить без исповеди, то и вырастут на его грядках какие-то
недоразвитые желтенькие и сморщенные помидорчики!..»
Бог хочет, чтобы человек исправлялся посредством человека
—
Геронда, когда я сталкиваюсь с каким-то затруднением и молюсь о том,
чтобы оно разрешилось, как мне понять, в чем состоит воля Божия?
— Воля Божия подобным образом не отыскивается. Лучше тебе спрашивать
о своем затруднении других. Не проси извещения от Бога, если ты можешь
посоветоваться с человеком. Ведь иначе ты можешь впасть в прелесть.
Один человек, приходя в храм, становился перед иконостасом и начинал
говорить: «Владычица моя, так я возьму деньги из ящика для
пожертвований?» — «Бери»,— отвечал ему его помысел. Хорошо, тогда я их
возьму», — отвечал он своему помыслу и брал деньги. Когда это случилось
несколько раз, один из членов приходского совета заметил, что из ящика
для пожертвований исчезают деньги. «Что же такое творится? — удивился
он. — Неужели кто-то ворует деньги?» Он решил узнать, кто этим
занимается. И что же он увидел? Вскоре пришел этот человек и все
повторилось: «Владычица моя, так я возьму деньги из ящика?.. Хорошо,
тогда я их возьму». Так член приходского совета застал его на месте
преступления.
Всегда, когда рядом есть духовный человек, у него нужно спрашивать
совета. А вот если человека, у которого можно спросить, нет — к
примеру, ты находишься где-то в пустыне, — однако в тебе живет жажда
послушания, тогда Благий Бог Сам становится твоим Старцем. Он
просвещает и извещает тебя. Положим, ты не можешь найти человека,
который способен разъяснить тебе какое-то место из Священного Писания.
Но в этом случае тебя просвещает Бог, и ты понимаешь это место.
— Геронда, а как можно понять, в чем причина какого-то
явления моей духовной жизни — искушение ли это лукавого или виновата
моя собственная невнимательность?
— Надо пойти и спросить.
— Значит, человек не может этого понять сам?
- Даже если он что-то и понимает, уверенным быть не может. Да тут
даже тот, кто имеет опыт, идет и спрашивает другого. Если вопрос
касается лично меня, то я всегда спрошу кого-то. Когда речь идет о том,
что касается меня лично, то мое собственное решение — каким бы
премудрым оно ни казалось — я считаю величайшей глупостью. При этом я
иду спрашивать не у того человека, который заранее знает, какое решение
мне придется по душе, а у того, кто этого не знает. Погляди, ведь и
врач, для того чтобы быть уверенным, что он ставит правильный диагноз в
тяжелом случае, советуется с другим врачом. Тем более следует
советоваться какому-нибудь студенту!
Насколько бы духовным ни был человек, насколько бы хорошо он ни умел
сам раскладывать по полочкам касающиеся его вопросы — он не может найти
внутреннего покоя, потому что Бог хочет, чтобы человек получал помощь
от человека и исправлялся через человека. Благий Бог устраивает это для
того, чтобы человек смирялся. Человек должен излагать свои помыслы и
то, что с ним происходит, своему духовнику, советоваться с ним и не
решать трудных вопросов самостоятельно. Ему также не следует самому
пытаться преодолеть те трудности, которые он встречает в своей духовной
борьбе — ведь делая это, он ставит опыты на самом себе, лукавый может
запутать его и создать ему [новые] проблемы. Некоторые люди доходят до
того, что сами определяют для себя епитимьи. Такие вещи очень опасны.
Христианин, не имеющий духовника, с которым он мог бы советоваться,
продвигаясь по своему духовному пути, запутывается, выбивается из сил,
плетется в хвосте. Достичь поставленной цели такому человеку очень
непросто. Если человек сам разрешает свои проблемы, то, каким бы он ни
был мудрым, он остается помраченным, поскольку ведет себя с
самоуверенностью и гордостью. А вот тот, кто смиряется, с доверием и
самоотверженностью идет к своему духовнику и спрашивает его мнение,
получает помощь. Это происходит, потому что в последнем случае Бог
обязательно просвещает духовника и духовник дает человеку правильный
ответ.
Да вот и в случае со мной. Я ведь кто? Крышка от консервной банки.
Однако если ко мне приходит человек с помыслом, что я — Святой, то я
замечаю, что испытываю в себе какое-то изменение и чувствую, что говорю
не от себя. Отсюда мне ясно как дважды два четыре, что пришедший ко мне
человек пришел с благоговением и Бог, для того чтобы не поступить с
этим человеком несправедливо, приводит меня в это доброе состояние. В
подобных случаях, если тебя спрашивают о чем-то серьезном, Бог извещает
тебя, и ты можешь сказать человеку о том, что случится, когда случится
и как он должен к этому отнестись.
В духовной жизни необходим духовный руководитель
Сегодня самое необходимое для людей — это найти духовника,
исповедоваться ему, доверять ему и советоваться с ним. Если, имея
духовника, люди устраивают свою жизнь так, чтобы в ней находилось место
молитве и чтению духовных книг, если они ходят в храм, причащаются,
тогда в этой жизни им нечего бояться.
Для того чтобы душа не сбилась с пути, за ней должен наблюдать
духовник. В духовной жизни очень помогает, к примеру, чтение духовных
книг, однако, не имея духовного руководителя, человек может
истолковывать прочитанное на свой лад и таким образом впасть в
прелесть. Погляди, ведь человек, который едет куда-то на машине и плохо
знает дорогу, может заглядывать в карту, однако, кроме этого, он
останавливается, чтобы спросить у людей, как ему проехать, как не
сбиться с пути. К примеру, человек выезжает из Афин и направляется во
Флорину. Карта-то у него, конечно, есть и он в нее заглядывает, но
все-таки он останавливается возле какого-нибудь киоска и спрашивает,
правильно ли едет, хорошая ли впереди дорога. А если не будет
спрашивать, то подвергнется опасности или свернет не туда, куда нужно,
и вместо Флорины окажется в Кавале или же сорвется вместе с машиной с
обрыва и разобьется насмерть.
Конечно, может быть и такое: человек спрашивает других о том, как
ему проехать в нужное место, однако, услышав ответ [что нужно повернуть
в другую сторону], все-таки едет по своей дороге и в итоге попадает не
туда, куда стремился. А еще он может не обратить внимания на те
дорожные опасности, о которых его предупреждали, и попасть в аварию или
в какую-нибудь другую неприятность. Однако тот, кто показывал ему
правильную дорогу и предупреждал: «Будь внимателен: в таком-то месте
крутой поворот, а в таком-то дорога проходит по краю высокого
обрыва...», получает свою мзду. То же самое должно происходить и в
духовной жизни. Верующему необходимо иметь духовника, который помогал
бы ему посредством Таинства Исповеди, давал советы. Только так человек
может жить духовной жизнью и быть уверенным в том, что находится на
верном пути.
Конечно, духовного руководителя человек выбирает себе [сам].
Доверять свою душу всякому встречному - поперечному не нужно. Подобно
тому как, заботясь о телесном здоровье, человек разыскивает хорошего
врача, так же, заботясь о здоровье души, нужно постараться найти
хорошего духовника и ходить к этому духовнику — врачу души — регулярно.
Блаженный старец Паисий Святогорец
Слова Том III. Духовная борьба
Часть 5. О силе исповеди