Венеция – хранительница мощей Святителя Николая Чудотворца
Священник Алексий Ястребов, настоятель прихода святых Жен-Мироносиц Московского Патриархата в Венеции
Венецианский залив и церковь святого Георгия-на-Острове
История
Венеции и, более узко, история появления в Венеции святынь
православного Христианства, тесно связана с Востоком, с Византийской
империей. Город в лагуне долгое время политически зависел от Византии,
что сослужило его жителям хорошую службу, ибо наличие мощного
покровителя гарантировало относительную безопасность от варварских
набегов, в то время как особое положение Венеции – аванпоста империи на
северо-востоке Апеннин – и незаменимость услуг венецианцев как искусных
моряков и лоцманов обеспечивали широкую автономию местного управления.
После
падения Византии Венеция владела значительной частью бывшей империи и,
в частности, многими греческими островами. Неслучайно именно сюда
прибыли беженцы после победы турок над христианами в Восточном
Средиземноморье в XV столетии. Греческая диаспора в Венеции того
времени насчитывала до десяти тысяч человек. Вскоре по прибытии
беженцев был построен православный собор и учреждена епископская
кафедра Константинопольского Патриархата. Греки деятельно участвовали в
жизни республики и занимали видные посты в ее гражданском и военном
руководстве.
Они
же привезли и некоторые святыни. Например, в соборе святого Георгия
находится часть мощей святого великомученика-покровителя храма. В XVI
веке один из членов императорской семьи Палеологов, проживавший в
Венеции, пожертвовал собору десную руку святителя Василия Великого.
Реликвии и по сей день сохраняются в соборе.
Десная рука святителя Василия Великого
Отметим,
что в Венеции никогда не было религиозной неприязни или, тем более,
гонений за веру, во многом именно потому, что венецианцы были «своими»
византийцам, и православная греческая диаспора пользовалась в городе
всеми правами и привилегиями религиозной общины.
Такая
близость с греческим миром всесторонне обогащала граждан островной
республики, и как культурный тип венецианцы, несомненно, еще и сегодня
очень близки восточной традиции.
История перенесения мощей святителя Николая
Венецианская
республика принимала непосредственное участие в первых крестовых
походах, из которых печально известный – Четвертый, направленный
исключительно против Византии и Православия, был организован и оплачен
венецианцами. Этим объясняется отчасти тот факт, что в Венеции до сего
дня сохраняется великое множество мощей православных святых: они
оказались среди трофеев, захваченных в Константинополе.
В
1096 году папой Урбаном II был объявлен I Крестовый поход против
сарацинов, в котором приняли участие западные правители, собравшие
войска и назвавшие себя крестоносцами.
Венеция
не осталась в стороне от Первого Крестового Похода, однако приняла в
нем участие в своем особенном стиле [1]. Перед отправлением в поход
Пьетро Бадоаро, патриарх Градо, и епископ Венеции Энрико, сын дожа
Доменико Контарини, напутствовали венецианские войска и флот в церкви
Сан Никколо на острове Лидо (chiesa San Niccolo a Lido). Пьетро Бадоаро
обратился с молитвой к Святителю Николаю, чтобы он помог венецианскому
оружию в битвах против неверных и сподобил получить мощи святого
покровителя Венеции. Дело в том, что у Венеции, кроме святого апостола
и евангелиста Марка, есть еще два покровителя – святой великомученик
Феодор Стратилат и Святитель Николай. Епископ Энрико Контарини
отправился в поход вместе с войском.
Венецианцы
направились к Иерусалиму через Далмацию и Родос, где произошла стычка с
их врагами, пизанцами, которых они победили и многих из которых взяли в
плен. Когда поравнялись с Ликийскими берегами, епископ Контарини
пожелал взять мощи Святителя Николая, чтобы, как говорит хронист,
«умножить покровителей своей Родины» [2].
С
кораблей в город были посланы соглядатаи, которые доложили, что город
Миры находится на расстоянии 6 миль от берега моря и что после
турецкого опустошения жителей в нем почти не осталось. В самой же
базилике из-за оскудения верных службы совершались всего лишь однажды в
месяц. Венецианцы выставили засаду и дождались удобного момента.
Древняя Базилика в Мирах Ликийских (реконструкция)
Когда
крестоносцы вошли в базилику Святителя Николая, они нашли ее пустой.
Там были только четыре стража, приставленных ее охранять. Стражи
показали разбитую раку мощей Святителя и сказали, что приезжали барийцы
и забрали часть мощей святого (в 1088 году, десятилетием ранее). Они
сказали: «это гробница, из которой барийцы взяли часть мощей, а другую
часть оставили [3]». Была также часть мощей, которую, по их словам, еще
раньше забрал император Василий, чтобы перевезти в Константинополь;
куда они были помещены впоследствии, неизвестно.
Венецианцы
не поверили грекам и разобрали гробницу, где нашли только воду и
«масло» (возможно, так именует автор хроники миро), а затем обыскали
всю церковь, по словам хрониста, перевернув все вверх дном. Параллельно
с поисками мучили стражей, один из которых не выдержал пытки и попросил
позволить ему поговорить с епископом. Епископ призвал его рассказать о
том, где лежат мощи, но страж только начал умолять избавить его от
напрасных мучений. Контарини устранился от помощи несчастному, а
солдаты стали снова мучить его. Тогда тот снова возопил к епископу,
который, наконец, приказал прекратить мучения, а страж в благодарность
показал ему мощи двух других святых – предшественников Святителя
Николая: священномученика Феодора и св. Николая-дяди [4] – оба были
епископами Мир.
Разбитая горбница свт. Николая в Мирах Ликийских
Они
погрузили мощи на корабль и уже хотели было отплыть, когда некоторые из
их замедливших в церкви товарищей сказали, что почувствовали чудесное
благоухание в одном из церковных приделов.
Тогда
некоторые жители вспомнили, что епископ в большие праздники не совершал
службу в приделе Святителя Николая, но уходил в помещение, находившееся
поблизости. Там устанавливали переносной престол, на котором он и
служил. На потолке комнаты, кроме того, помещалась фреска, изображавшая
Святителя Николая. Таким образом, благовоние, источаемое на том месте,
и икона подсказали крестоносцам, где им искать мощи Святителя.
Тогда
венецианцы вернулись в церковь, разбили пол алтаря, начали копать и
обнаружили другой пол, под слоем земли. Они разбили и его и, убрав
большие камни, которые его поддерживали, нашли некий толстый слой
стекловидного вещества, в середине которого находилась масса из
окаменевшего как бы асфальта. Когда ее вскрыли, внутри увидели там еще,
как говорит хронист, другую спекшуюся смесь металла и асфальта и внутри
нее находились святые мощи чудотворца Николая. По всей церкви
распространилось чудесное благоухание.
Энрико
Контарини завернул мощи святителя в свою епископскую мантию. Здесь же
произошло первое чудо при мощах святого Николая – пальмовая ветвь,
привезенная Святителем из Иерусалима и положенная с ним во гробе, дала
побеги. Ветвь венецианцы взяли с собой как свидетельство силы Божией.
На
том месте, где были положены мощи, нашли надпись по-гречески,
гласившую: «Здесь почивает великий епископ Николай, славный своими
чудесами на земле и на море».
Хронист
ссылается на неназванные греческие источники (по его словам, «анналы»)
для объяснения причины, почему мощи были так глубоко закопаны и так
тщательно скрыты. Император Василий I Македонянин (867-886) хотел
перевезти эти мощи в Константинополь, но неким чудесным образом
удержанный от этого, захотел сделать так, чтобы никто другой не мог бы
взять то, что не смог взять он, и потому повелел запечатать и закопать
их в одном из помещений церкви.
Об
этой попытке косвенно упоминают и обе барийских летописи, о которых
скажем несколько более подробно ниже: в хронике Никифора повествуется,
что жители Мир Ликийских, увидев, что оказались лишены своей святыни,
восклицали: «вот, согласно нашему греческому летописцу, прошли 775 лет,
в течение которых ни император, ни кто-либо другой не могли совершить
такого деяния». Другой барийский хронист, Иоанн архидиакон, пытаясь
обосновать таким образом Божие произволение на вывоз мощей из Мир в
Бари, говорит, что многие владыки и сильные мира пытались в прежние
века вывезти мощи, но тщетно.
Были при взятии мощей пизанцы и барийцы, которые могли подтвердить достоверность священной находки.
Обрадованные
венецианцы отпустили некоторых пленных пизанцев и передали местному
архиепископу сто монет на восстановление повреждений, сделанных ими в
церкви.
Крестоносцы
собрали все осколки сплава, в котором содержались мощи и отнесли на
корабль, где устроили особую церковь в честь Святителя Николая, и
поручили священникам денно и нощно молиться и прославлять святого
архиепископа Мир.
Затем
они двинулись к Святой Земле и прибыли в Иерусалим к празднику
Рождества Иоанна Предтечи. Пробыли во Святой Земле несколько времени и
отплыли в Венецию. Из хроники можно понять, что венецианцы не принимали
непосредственного участия в войне, которая на тот момент уже была
практически завершена, а занимались по большей части договорами и
контрактами на корабли, матросов и продовольствие.
По
возвращении домой участники похода были встречены с великим торжеством
дожем, народом и клиром Венеции. Мощи были временно положены для
поклонения в одной из церквей. У святыни совершались множественные
чудеса и исцеления больных. Затем они были положены в церкви Святителя
Николая бенедиктинского монастыря на острове Лидо, откуда войско
отправилось в поход и куда по обету должны были положить мощи святого,
хотя относительно места их положения существовали разные мнения.
Мощи
трех святых были взяты из Мир Ликийских 30 мая, а привезены в Венецию 6
декабря в день памяти святителя Николая [о времени экспедиции см.
примечание 1].
Три святителя: Николай Чудотворец, Феодор, Николай-дядя Продолжение на указанном ниже сайте... ЛЮБИМЫЙ
СВЯТИТЕЛЬ И
ВЕЛИКИЙ
ЧУДОТВОРЕЦ
Много
великих и
преславных
чудес
сотворил на
земле и на
море великий
Угодник. Он
помогал
сущим в
бедах, спасал
от
потопления и
выносил на
сушу из глубины
морской,
освобождал
из плена и
приносил
освобождённых
домой,
избавлял от
уз и темницы,
защищал от
посечения
мечом,
освобождал
от смерти и
подавал
многим
различные исцеления,
слепым –
прозрение,
хромым –
хождение,
глухим – слух,
немым – дар
слова.
Он
обогатил
многих,
бедствующих
в убожестве и
крайней
нищете,
подавал
голодным
пищу и всем
являлся во
всякой нужде
готовым помощником,
тёплым
заступником
и скорым предстателем
и защитником.
И ныне также
помогает
призывающим
его и избавляет
их от бед.
Чудес его
исчислить
невозможно
точно так же,
как
невозможно и
описать все
их подробно.
Великого
Чудотворца
знает Восток
и Запад, и во
всех концах
земли известны
его
чудотворения.
О степени
почтения
Святителя на
Руси можно
судить по
тому, что ему
по четвергам
в каждую
неделю
положена
особая
служба
наряду с
апостолами.
Этим главным
образом
объясняется
то, что
русские люди
издревле с
особенным
усердием
чествовали
св. Николая и
чаще, чем к
другим
святым,
обращались к
нему с
молитвою,
хотя по
происхождению
он ликиец,
воспитанный
на основах
греко-византийской
культуры.
Его
считают
самым
старшим и
самым
близким к
Господу
святым,
вторым после
Бога заступником
людей; в
сказании о святых
ему
полагалась
даже особая
молитва "о
заступлении
от всяких бед
и несчастий".
И еще мало
кто знает,
что именно
Николай Чудотворец,
совершавший
многочисленные
чудеса, щедро
творивший
милостыню,
скорый помощник
в бедах и
несчастьях
тем, кто
молился ему о
помощи,
считающийся
воистину
народным Святым – и есть
прототип Санта
Клауса и Деда
Мороза.
Славно
прославился
в нём
Триединый
Бог, Отец и
Сын и Святой
Дух, и святое
имя Николая Чудотворца
да
восхваляется
едино устами
всего
человечества
во веки!
Аминь.
Продолжение здесь: http://www.luchmir.com/Declarations/2NikolaiChudotvorets04.htm
Источник: http://www.veneziarussa.info/community/index.htm |