Отец Николай Гурьянов 
Отец Николай Гурьянов
Существует
расхожее представление о счастье как о некой сумме земных благ, своего
рода социальном пакете, который делает жизнь человека комфортной и
беспечной. Для каждого он свой, но все равно: либо тебе повезло и ты
счастлив, либо тебе остается влачить жалкое существование неудачника.
Такое понимание счастья является примитивным и упрощенным. 

Счастье
нематериально: это состояние души. Конечно, счастье разными людьми
понимается по-разному. Кто-то находит его в семье, кто-то идет в
монастырь, чтобы всю свою жизнь посвятить служению Богу: для монаха это
является счастьем. Кто-то не имеет семьи, но находит счастье в труде на
пользу людям, в том, что его работа приносит радость ему и другим. У
кого-то, может быть, вообще ничего нет, но он все равно счастлив. Рад
тому, что на улице хорошая погода и у него в данный момент ничего не
болит. Разные бывают люди. Случается, что человеку дается все:
здоровье, материальный достаток, хорошая семья; казалось бы: живи и
радуйся, а он все равно несчастлив, не ценит все это и все время чем-то
недоволен. 

Итак, счастье не очень-то зависит от материальных
условий жизни, оно находится внутри самого человека, в его собственной
душе: «Не придет Царствие Божие приметным образом… Ибо вот, Царствие
Божие внутрь вас есть» (Лк. 17: 20, 21). Это, как уже было сказано,
состояние души: умение ценить все то, что нам дается, и благодарить Бога за это

Каждый день может подарить нам счастье, нужно просто уметь видеть его. 

Один
батюшка советовал своим духовным чадам в конце каждого дня записывать
не менее 50 пунктов того, «за что должно благодарить Бога»
. Без умения
видеть в каждом дне что-нибудь радостное, светлое не только нельзя быть
счастливым, но и просто невозможно жить нормальной жизнью. У А.И.
Солженицына есть рассказ «Один день Ивана Денисовича». Там описан
обычный день заключенного лагеря особого (то есть самого строгого)
режима. Но рассказ этот не об ужасах лагерной жизни, а о том, как
человек в этой, казалось бы, беспросветной мгле умудряется увидеть
что-то хорошее и позитивное. 

Вот ему удалось получить лишний
кусок хлеба, и он предвкушает, как с удовольствием съест его; вдруг
неожиданно находит кусок пилы и может сделать сапожный ножичек и
немного подработать. Ему удается избежать карцера – и это большая
радость. Даже от работы Иван Денисович получает удовольствие.
Во-первых, на работе можно согреться, не так берет стужа, во-вторых,
он, бывший крестьянин, любит труд, ему нравится хорошо делать свое
дело. В окружающих его людях герой рассказа старается увидеть добрые
человеческие черты. Он очень ценит поддержку и помощь своих
товарищей-заключенных. Даже в тюрьме, на каторге этот человек не
выпадает из жизни, каждый день приносит ему радость. 

Как-то
один священник подошел к ныне покойному старцу отцу Николаю Гурьянову и
начал рассказывать про какие-то свои скорби и проблемы. Отец Николай
выслушал его и сказал: 

«Радуйся!» 

«Чему же тут радоваться?» – подумал
батюшка. 

А старец продолжил: «Радуйся, что родился, радуйся, что
крестился, радуйся, что в вере православной, радуйся, что жив пока!» И,
может быть, слова апостола Павла: «Всегда радуйтесь. Непрестанно
молитесь. За все благодарите» (1 Фес. 5: 16–18) и есть формула счастья?

Уметь радоваться жизни, всегда быть с Богом и благодарить Его за все,
что Он нам посылает. Известно, что благодарение привлекает новые дары
Божии и помогает пережить трудные периоды жизни. Святитель Иоанн
Златоуст говорит: «Случилось хорошее – благословляй Бога, и хорошее
останется. Случилось плохое – благословляй Бога, и плохое прекратится.
Слава Богу за все!» 
Нужно не только уметь видеть счастье в своей жизни,
но и относиться к нему бережно, не расплескать его. На эту тему есть
одна восточная притча. Некий юноша как-то спросил у отца: «Что есть
счастье?» И отец послал его к знаменитому мудрецу. И вот молодой
человек идет к прославленному учителю и ожидает увидеть подвижника,
аскета, но оказалось, что мудрец – человек весьма богатый, у него
роскошный дворец, наполненный произведениями искусства. Юноша приходит
во дворец к мудрецу и задает ему свой вопрос: «Учитель, скажи мне, что
такое счастье, как это можно понять?» Учитель дал ему маленькую ложку,
наполнил ее оливковым маслом и сказал: «Обойди мой дворец, осмотри все
те сокровища и прекрасные творения, которые в нем находятся, и,
вернувшись, расскажи, что ты видел. Но сделай это так, чтобы не
пролилось это масло из ложечки». Через некоторое время юноша вернулся и
стал рассказывать о том, что он видел, но добавил, что не смог обойти и
осмотреть все сокровища, так как пока он разглядывал, масло
расплескалось из ложечки. Тогда мудрец вновь наполнил ложку маслом и
повторил просьбу. Когда юноша вернулся и учитель спросил его о том, что
он видел, то отрок сказал: «Я ничего не смог увидеть в твоем дворце,
потому что я следил за тем, чтобы не расплескалось масло». И
действительно, он принес ложку, не пролив из нее ни капли. «Вот в этом
и есть счастье, – сказал мудрец, – суметь сохранить тот дар, что у тебя
есть, не растратив его впустую».
 Эта притча говорит нам о том, что,
заглядываясь на богатства и красоту, которые нам не принадлежат,
которыми нам не дано обладать, мы не только не сможем даже толком
рассмотреть их, но и потеряем то, что у нас есть. 

Некоторые
люди (и таких немало) всю жизнь гоняются за птицей счастья, за
недостижимым идеалом, ища счастья в одном браке, в другом, третьем,
разочаровываясь и снова влюбляясь. Они проходят мимо своего счастья, и
жизнь проходит мимо них. Такие люди глубоко несчастны. На этот счет
есть прекрасное высказывание английского писателя и мыслителя Г.К.
Честертона: «Верность одной женщине – недорогая плата за то, чтобы
увидеть хоть одну женщину. Жаловаться, что жениться можно только раз,
все равно что жаловаться, что родиться можно лишь однажды. Это
несоизмеримо с величайшим переживанием, о котором идет речь, и
обнаруживает не преувеличенную чувственность, но странное бесчувствие.
Только дурак недоволен, что нельзя войти в Эдем сразу через пять ворот.
Полигамия – недостаток любви, словно ты рассеянно перебираешь десяток
бесценных жемчужин». 

Говоря о счастье вообще и о семейном
счастье в частности, невозможно не затронуть тему любви, ибо любовь и
счастье – это родные сестры
; два этих понятия тесно связаны друг с
другом. Один мудрый человек сказал: «Счастье не в том, чтобы быть
счастливым самому, а в том, чтобы делать счастливыми других людей».
Можно дополнить эту мысль: «Тот, кто делает других счастливыми, и сам
счастлив».
 Ведь возможность любить, дарить людям счастье – это есть
проявление в нас образа Божия. В этом мы уподобляемся Самому Богу.
Господь творит мир и человека именно из любви. Бог не может не изливать
Свою любовь, не заботиться о человеке, ибо Он Сам и есть Любовь. 

И конечно, по-настоящему счастлив только тот человек, который умеет любить и дарить любовь и счастье другим людям. 

В
советское время существовал такой лозунг: «Человек сам кузнец своего
счастья». На первый взгляд звучит несколько горделиво, но если
задуматься, никакого противоречия с христианством здесь нет. Ведь
счастье напрямую зависит от нашего отношения к действительности, от
того, как мы строим нашу жизнь, относимся к людям и ценим все то, что
нам посылает Бог. 

Священник Павел Гумеров.